Государственная программа развития Северного морского пути предусматривает строительство трех новых атомных ледоколов. Решение об этом выглядит вполне обоснованным. В настоящее время на СМП трудится 4 российских атомных ледокола. Однако, срок эксплуатации ледоколов с малой осадкой «Вайгач» и «Таймыр» заканчивается уже в 2018 году. После этого в составе российского атомного ледокольного флота остается лишь два корабля – «50 лет Победы» и «Ямал». В тоже время, для обеспечения бесперебойной работы Севморпути, а главное для проводки танкеров с СПГ и нефтью из Обской губы, необходимо ввести в эксплуатацию как минимум 3 новых универсальных атомных ледокола. Иначе нельзя, ведь функционирование СМП без ледоколов просто невозможно даже в летний период, а уж зимой ни одно транспортное судно в Карском море самостоятельно просто не сдвинется с места и застрянет во льдах.
Строительство головного ледокола «Арктика» началось на Балтийском заводе в конце 2013 года. Планируется, что в мае этого года он будет спущен на воду (не путать с вводом в эксплуатацию). По заявлению руководителей проекта корпус судна готов уже на 70%. Впрочем, корпус корпусом, а общая готовность ледокола едва дотягивает до 20%. Самые главные работы по строительству корабля начнутся, когда он уже будет на воде. Но денег на это уже не останется. Российское правительство выделяет на реализацию проекта в этом году лишь 583 млн. рублей из запланированных 5,5 млрд. рублей. При этом, в 2017 году планируется увеличить объем финансирования с 3,5 млрд. рублей до 11,376 млрд. рублей. Чиновники даже не скрывают, что сроки сдачи корабля в эксплуатацию будут сдвинуты, как минимум на год, а их перенос приведёт к удорожанию проекта.
Справка:
Ледокол «Арктика» является уникальным — он самый большой и самый мощный в мире. Длина его составляет 174 метра, ширина — 34 метра, высота борта — 15 метров, а общая высота, включая надстройку, составит около 53 метров, то есть примерно 15-этажный дом.
Так что перед ледоколом «Арктика» замаячила перспектива превратиться в долгострой. Тем временем, в нескольких метрах от «Арктики» началось строительство первого из двух серийных ледоколов, на которые предполагается заменить «Таймыр» и «Вайгач». Но бюджетные ассигнования сокращаются и здесь. Предполагается, что они будут увеличены в 2018 году. К строительству второго серийного ледокола пока ещё даже не приступили.
Трудности с финансированием строительства ледоколов понятны. Российская бюджетная система в этом году испытывает катастрофическое падение доходов. А расходов много, в том числе и инвестиционного характера. Ведь, как известно, самые надёжные и доступные инвестиции в современных российских экономических реалиях – бюджетные. Минфин правда предложил корабелам поискать инвесторов на стороне, но пока таких не нашлось. Так что придётся российским налогоплательщикам строить ледоколы за свой счёт. Но деньги в бюджете кончаются и совершенно не ясно, когда появятся вновь. Так что прожекты о возобновлении финансирования строительства ледоколов в 2017 или 2018 годах могут остаться не реализованными. А вот перспектива «заморозки» на неопределённый срок вполне реальна. И в этой связи вспоминается история со строительством атомного ледокола «50 лет Победы».
Создание самого современного российского ледокола началось ещё на закате Советского Союза. Его заложили на Балтийском заводе в конце 1989 года. Корпус был готов в конце 1993 года. Затем строительство «заморозили» и возобновили только через 10 лет, а ввели в эксплуатацию лишь в 2007 году. Аналогия напрашивается сама собой.
Комментариев пока нет.