Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной…
Михаил Танич. Детская песня
Слова детской песенки сегодня для ямальского губернатора Дмитрия Кобылкина актуальны как никогда: даже во время страшных экономических катаклизмов глава северного российского округа делает все, чтобы порадовать друзей Путина — небезызвестных Михельсона и Тимченко. И все бы ничего — пусть себе радует — да только оказывается, что происходит это в ущерб самым незащищенным ямальцам.
Салехард — официальная столица Ямала. Именно здесь реализуются невероятные строительные объекты, именно сюда съезжается вся российская элита для подписания судьбоносных контрактов, именно здесь дислоцируется высшая ямальская власть. Однако на фоне этого великолепия постоянно выпирают контрастные неприглядные пятна быта рядовых ямальцев. На этот раз таковыми стали социальные объекты, которые (разумеется, по незнанию) забыли включить в программу «Доступная среда».
В Салехарде из семи социальных объектов только один доступен для инвалидов, три — частично, а три — совсем не подходят. Такие неутешительные выводы сделал ямальский штаб Общественного народного фронта. Обследовать учреждения на доступность для маломобильных граждан общественникам помогла окружная организация инвалидов «Надежда». Как выяснилось, многие руководители даже не знают, что с этого года они обязаны адаптировать свои учреждения для людей с ограниченными возможностями.
Справка: С 1 января 2016 года вступил в силу закон, обязывающий обеспечить людей с ограниченными возможностями беспрепятственным доступом ко всем культурным, бытовым, транспортным и другим общественным объектам. Все учреждения независимо от формы собственности должны оформить паспорта доступности. В первую очередь их обязаны получить социальные учреждения, оказывающие услуги населению. Пандусы, ограничители в уборных комнатах, звуковые сигналы и световые табло – это только малая часть необходимых средств.
Несмотря на то что к реализации соответствующей федеральной программы Салехард приступил еще в 2011 году, городом без барьеров назвать его действительно сложно. Хотя за последние пять лет на установку пандусов, кнопок вызова, тактильных указателей и таблиц Брайля потрачено немало — примерно 40 миллионов рублей.
Оказалось, что выполнить требования законодателей не так-то просто. Многие здания построены еще в прошлом веке. Тогда государство и общество мало заботили проблемы инвалидов. О людях с ограниченными возможностями здоровья в России вспомнили только в начале 21 века. Салехардские руководители стали на скорую руку устанавливать в учреждениях пандусы. Однако смастерили их так, что без посторонней помощи преодолеть подъём колясочники не могут.
Окружной поликлинике и вовсе не повезло — здесь сделать пандус в принципе невозможно. Как уверяют чиновники, из-за высокого подъёма крыльца. Но будь оно пониже, ситуацию это бы не исправило. Лифт в поликлинике тоже не приспособлен для колясочников. Хотя в 2012 году была разработана инвестиционная программа реконструкции салехардской поликлиники. Но в правительстве округа, по утверждению экс-руководителя медицинского учреждения, документ не приняли.
Между тем медики всё же придумали, как облегчить жизнь инвалидов — они могут попасть в поликлинику только через приёмный покой больницы. Но о посещении остальных кабинетов медучреждения речи не идет.
Отметим, что именно на базе Салехардской окружной клинической больницы жителям Ямала оказывается высокотехнологичная и специализированная медицинская помощь. А это значит, что попасть сюда стремятся и люди из близлежащих населенных пунктов. Но беспрепятственно проникнуть в здание малоподвижному человеку не представляется возможным.
Видимо, зная о чаяниях ямальцев, в апреле этого года Кобылкину таки были выделены федеральные средства на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Округу досталась самая меньшая сумма среди всех субъектов УрФО, но так здесь и социальных объектов меньше.
Но хватит ли средств на реконструкцию салехардской поликлиники — большой вопрос. При этом сами медики уже не питают надежд — последние ушли вместе с приходом кризиса, когда даже самые важные и нужные программы в регионе лучшего российского губернатора стали зарубаться по причине недостатка финансирования.
Да и как это ни печально, ямальскому правительству сегодня гораздо важнее вложить средства в амбициозные проекты НОВАТЭКа. А инвалиды, они что? Они переживут…
Комментариев пока нет.